С благодарностью к Богу. Текстовая рамочка от R-Оксаны Рамочка религиозная. Пока горят пред о...
Три зимних рамочки от Beauti_Flash - (0)Три зимних рамочки от Beauti_Flash Бордюрные рамочки для текста № 104. Зима Понравился пост,...
Японское творческое вязание - Кейко Окамото. - (0)Японское творческое вязание спицами - Кейко Окамото. Кейко Окамото "Японские узоры Кейко Окамото" ...
Яркие ирладские кружевные мотивы. - (0)Яркие ирладские кружевные мотивы. Красивейшие мотивы для ирландского кружева ...
Женский вязаный жакет в классическом стиле. - (0)Женский вязаный жакет в классическом стиле. *СОЛНЕЧНЫЙ* ЖАКЕТИК крючком. &n...
История Масленицы на Руси. |
История Масленицы на Руси.
Холин Д. А. «Проводы зимы»
Масленица (до XVI века - Комоедица) — один из древнейших праздников религии друидов (волхвов), до принятия христианства единой у всех "варварских" народов Европы, древнеславянский языческий многодневный праздник "проводов зимы", которым отмечался переход к весенним земледельческим работам.
Ящук Александр «Масленица в Сибири»
Первоначально, во времена языческой религии друидов (волхвов) и до XVI века, праздник назывался Комоедица (или Комоедицы) и отмечался в день весеннего равноденствия, т.е. в день наступления астрономической весны (20 или 21 марта по современному календарю), после которого день начинает становиться длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега.
Ольга Ларионова «Масленица»
А этнограф прошлого века И. М. Снегирев считал, что масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. В христианскую эпоху Велесов день, приходившийся на 24 февраля по новому стилю, стал днем святого Власия. В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию: "У Власия и борода в масле".
Саматкин Л.И. «Масленица»
Комоедица — один из древнейших языческих славянских праздников. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: приносили "блинные жертвы" великому Медовому зверю. Древние славяне называли медведя Ком (отсюда - «первый блин комам», т.е. медведям).
Олег Гуренков «Комоедица» (Поклонение Медведю)
Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В глубокой древности в честь солнца славяне пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто (IX век), стали печь блины. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.
Грузинский П.Н. «Масленица» 1889
Давно утрачен первоначальный языческий смысл древнего священного двухнедельного праздника Комоедицы славянской религии волхвов - начала славянского Нового года, который до XIV века на Руси начинался с марта и был связан с днем весеннего равноденствия, когда славяне торжественно встречали Весну священную.
Анатолий Знак «Проводы зимы в старом Красноярске»
Комоедицы начинали праздновать за неделю до дня весеннего равноденствия и продолжали празднество неделю после. На эти две недели все родичи из каждого славянского рода обязательно собирались вместе для совместного многодневного празднования и совершения обрядов. Сразу после праздника переходили к сельскохозяйственным работам.
Владислав Нагорнов «Ярмарка на масляной неделе» 1999
Ни принятие христианства, ни изменение времени новогоднего отсчета не заставили Русь отказаться от любимого праздника - хлебосольного и разгульно-веселого, в котором словно отражалась русская натура, порой не знающая меры и удержу.
Борис Ольшанский «Городская улица XVII века» 2004
Славянские народы никогда не забывали свою традиционную Масленицу и повсеместно продолжали ее праздновать, несмотря на гонения со стороны Церкви и властей. После долгих безуспешных попыток Церкви бороться с народной Масленицей, она была церковниками переосмыслена, названа «сырной (мясопустной) неделей» и включена в церковные праздники. В результате длительных церковных запретов любимого народного праздника, затем переиначивания на христианский лад, многие его древние языческие обычаи и обряды забыты и утрачены нашим народом безвозвратно.
Суриков В.И. «Взятие снежного городка» 1891
Праздник стал именоваться "Масленица" лишь с XVI века, когда был включен в церковные праздники и по времени "сдвинут" почти на месяц ближе к началу года из-за наличия у христиан Великого поста, которому церковная Масленица (сырная седмица) стала предшествовать.
Сычков Ф.В. «Праздничный день. Подруги. Зима.»1941
Сдвиг во времени сделал весьма сомнительным толкование нынешней церковной Масленицы на древний языческий лад — как "проводы зимы и встреча весны" — в это время еще слишком рано встречать весну среди снегов и холодной зимней погоды, особенно в России с ее холодным климатом. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы.
Сычков Ф.В. «Катание с гор»
В наше время народную Масленицу начинают праздновать в понедельник, когда начинается церковная «сырная седмица», но ранее и до середины XX века традиционное начало празднования народной Масленицы у русских приходилось НА ВОСКРЕСЕНЬЕ за неделю до Великого поста — на так называемое «мясное заговенье», когда в последний раз разрешалось есть мясо, т.е. на день раньше начала церковной Масленицы.
Брусилов А. В. «Масленица»
Николай Кузнецов «Масленица» 1995
Рубрики: | религии, вера, история руси, слово, тайны языка, |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |